Дунай — что связывает реку, славянского бога и богатыря?

Покровитель рек и рыбаков – Дунай

Славянский пантеон богов был одним из самых ярких и многочисленных в мировых религиях. Я бы сказал, что Дунай — один из его загадочных представителей.

О нем сохранилось очень мало информации. Довольно часто источники содержат скудную справочную информацию о том, что Дунай был покровителем рек.

Зная бога Дуная, не стоит путать его с повелителем всей водной стихии Водяником или Болотником, не имеющим к нему никакого отношения. Рыбаки также считали своим покровителем Дунай, который просил его о помощи во время их долгой работы, чтобы отправить рыбу, необходимую для выживания семей.

Конечно, Дунай просил взамен дары. Во время праздников, посвященных воде и рекам, славяне приносили мед, яйца, орехи, которые оставляли богу реки.

Женой Дуная была богиня воды Дана, в союзе с которой бог породил морских существ, в частности русалок. Правда, позже эти существа стали ассоциироваться с утонувшими женщинами и жертвами игр с русалками, а Дана была названа женой Даждьбога.

Почему так скоро забыли о Дунае? Вероятно, это было связано с изменением жизни людей. Изменения и новые изобретения сделали возможным более успешную рыбалку, чем раньше, и реки стали восприниматься как часть природы, а не как жилище одного из богов.

Дунай – воин и дипломат

Как я уже сказал, был еще один Дунай, о котором нам рассказывают русские былины. Одна из самых известных легенд, о Дунае Ивановиче, удачно сочетает в себе характеристики мифа и исторических фактов, которые складываются в причудливую историю.

Герой эпопеи был славным героем (в некоторых сказках даже говорится о его отношениях с великанами Святогором и Святобором). Многие солдаты того времени отправились служить в Киев, но Дунай решил поступить иначе. Он отправился к литовскому королю, где занял положение при дворе. В то время это было довольно распространенной практикой.

Во время одной из поездок Дунай и Добрыня встретились на поле. Два героя решили помериться силами, но битва грозила затянуться бесконечно: соперники оказались слишком равными. Разрешил это столкновение Илья Муромец, который пригласил славных воинов к братанию. Добрыня и Дунай обменялись крестами, после чего последние стали принадлежать как Литовскому, так и Киевскому братствам.

Слава Дуная как прекрасного воина и отважного героя быстро облетела Киев. Вскоре князь начал проявлять к герою уважение, а через время даже попросил совета по тонкому делу.

Наверное, Владимир Киевский учел и дипломатические способности Дуная, ведь только герой, по его мнению, мог удачно найти ему достойную жену. Выслушав просьбы князя к своей невесте, Дунай посоветовал ему жениться на литовской принцессе Опраксии. В качестве свата князь отправил своего советника на Дунай.

К сожалению, сватовство переросло в конфликт с королем Литвы, который считал оскорблением выдать свою дочь за «последнюю супругу» и нелестно отзывался о происхождении дунайского свата. Конечно, сразу же началась битва, и Дунай и Добрыня вышли победителями. Владимир как победитель взял с собой невесту, и царю пришлось это терпеть.

Дунай и его невеста на свадьбе
Дунай и его невеста на свадьбе

Рязанский княжич

Согласно эпосу, Добрыня родилась в Рязани в то время, когда Рязань была известна как село. Многие исследователи считают, что этот герой был княжеским родом. Его отец Никита Романович был «князем без многого», он умер в возрасте 60 лет, оставив после себя молодую жену и ребенка. Мать Амельфа Тимофеевна дала Добрыне хорошее образование. В науках он шел быстрее сверстников, в 12 лет (в некоторых вариантах — 15) овладел боевой мудростью. Владимир Пропп писал:

«Он прекрасный певец и играет на арфе. Играйте в шахматы так, чтобы уверенно обыграть непобедимого ценителя этой игры татарского хана. В лице Добрыни люди воплотили те качества, которые собирательно обозначили словом «вежество». Также частью понятия «знание» является знание внешних форм вежливости и культуры в том, как люди относятся друг к другу. Добрыня всегда знает, как пройти в палату, как закрыть за собой дверь, он знает, как и кого нужно приветствовать, кому нужно поклониться «в лицо». Он умеет держать себя за столом; Добрыня владеет искусством не только писать, но и грамотно говорить и разговаривать».

Люди, создавшие такого героя, четко понимали себя как высокообразованный народ. Киевская Русь пережила расцвет культуры в XI-XII веках; в Новгороде в XI-XIV вв почти все население, включая женщин, было грамотным. В то время в Западной Европе даже не все монархи могли похвастаться умением писать и читать.

Если считать дату рождения героя датой основания Рязани, то она перенесет нас в XI век: в летописи Старая Рязань впервые упоминается под 1096 годом, но историки считают, что поселение возникло на 30-35 лет раньше что. Но была и настоящая Добрыня в истории.

Он жил в 10 веке и приходился дядей князю Владимиру I Святославичу. Воевода Добрыня сопровождал своего племянника, когда он ушел княжить в Новгород в 970 году. В 978 году Владимир организовал убийство своего старшего брата Ярополка и взошел на киевский престол, и, по мнению историков, Добрыня стояла за этим актом. Он также убедил Владимира жениться на невесте Ярополка, полоцкой княжне Рогнеде. Таким же сватом эпоса «Князь Владимир Красное Солнышко» был герой Добрыня. Эпическая Добрыня победила Змея с помощью «шапки греческой земли» — византийского монашеского головного убора. Этнограф Всеволод Миллер увидел в этом параллель с крещением Руси: настоящий правитель Добрыня участвовал в насильственном крещении Новгорода.

В XIII веке в Норвегии была записана сага Берна о Тидреке, а в южной Германии появилась героическая поэма Ортнид. В этих памятниках германской эпопеи упоминается русский князь, военачальник по имени Илиас Кениг фон Риузен — Илиас, русский король. Вероятно, именно так, по мнению европейцев, слились в одно целое фигуры двух героев — Добрыни Никитича и Ильи Муромца.

Оцените статью
Блог о водопадах